Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Орландо Блум, Эва Грин, Лиам Нисон, Джереми Айронс
сюжет: Историческая сага о тринадцатом веке. Молодой кузнец становится рыцарем и встает на защиту Иерусалима от крестоносцев, а по пути влюбляется в принцессу. Поклонницы Орландо Блума, трепещите!

"Царство небесное": большое кино Ридли Скотта

"Не трусь перед лицом врага. Всегда говори правду - даже если тебе грозит смерть. Помогай беззащитным и не совершай зла. Пусть это будет твоей клятвой…".

Режиссёр Ридли Скотт - мастер эпического киноповествования, в центре которого всегда стоит сильная личность ("Гладиатор", "Бегущий по лезвию","Чёрный ястреб"). В своём новом фильме "Царство небесное" он обращается к истории крестоносцев и двухсотлетнему противостоянию Европы и Востока, изменившему судьбы мира. На этот раз главный герой Скотта - молодой француз, случайно ставший на путь рыцаря и постигающий истинное значение этого славного титула. Балиан (Орландо Блум) - кузнец, лишившийся семьи и чуть было не потерявший веру. Он не горит желанием участвовать в религиозных войнах на далёкой Святой земле, но судьба решает иначе. Она приходит к нему в облике ненадолго приехавшего в родную Францию великого рыцаря- крестоносца Годфри из Ибелина (Лайэм Нисон). Оказывается, что он - родной отец Балиана. Годфри берёт сына с собой в трудной путешествие через страны и континенты - в легендарный Святой город Иерусалим.

В Иерусалиме того времени - между вторым и третьим крестовыми походами - царит хрупкий мир, поддерживаемый усилиями просвещённого христианского короля Болдуина IV,его советника Тиберия (Джереми Айронс) и знаменитого мусульманского лидера Саладина (Хасан Массуд). Но дни Болдуина сочтены, и фанатизм, зависть и жажда наживы крестоносцев грозят нарушить перемирие между христианами и мусульманами. Мечты короля Болдуина о мире - о царстве небесном на земле - поддерживают немногие рыцари, в числе которых - Годфри. Свои идеалы они готовы защищать до последнего. Передавая свой меч сыну, Годфри передаёт ему и священную клятву: помогать беззащитным, охранять мир и стремиться к гармонии между различными религиями и культурами - ради установления на земле царства небесного. Балиан принимает меч отца и вступает в мировую историю полноправным героем.

В Иерусалиме Балиана ждут не только подвиги. Он влюбляется в принцессу Сибиллу, сестру короля Болдуина (Ева Грин) и жену рвущегося к власти барона Ги де Лусиньяна (Мартон Ксокас). Продюсер "Царства небесного" - Ридли Скотт. Исполнительные продюсеры - Бранко Лустиг ("Гладиатор", "Список Шиндлера"), Лайза Эллзи ("На ее месте") и Терри Нидэм, работавший в качестве первого помощника режиссёра над фильмами Ридли Скотта "Черный ястреб" и "Гладиатор". Главный оператор - Джон Мэтисон (номинировался на "Оскар" за "Гладиатора"). Художник-постановщик - Артур Макс ("Оскар" за"Гладиатора"). Монтажёр - Доди Дорн ("Великолепная афера"). Художник по костюмам - Джэнти Йэтс ("Гладиатор"). Композитор - Хэрри Грегсон-

Уильямс ("Гнев"). Фильмы Ридли Скотта отличаются неповторимым визуальным рядом, яркими героями и продуманными деталями. Скотт создаёт целые миры, будь то космос будущего в "Чужом" или древний Рим в "Гладиаторе". На этот раз он обращается к мифам и документам, посвящённым рыцарству, и на экране оживают двадцать лет из истории крестовых походов. "Я всегда мечтал снять фильм о рыцарях и средневековье, особенно о крестоносцах", - рассказывает Скотт. Его признание не кажется неожиданным, если вспомнить персонажей его прежних фильмов. Любимый архетип Скотта - обычный, но талантливый мужчина (или женщина), попавший в водоворот больших событий. Он проходит через серьёзные, трагические испытания и становится настоящим героем без страха исомнения. Таков повстанец и бывший римский генерал Максимус из "Гладиатра", таков Декард, "бегущий по лезвию бритвы", или Рипли из "Чужого". "В истории человечества рыцарь - подобно ковбою или полицейскому - это человек, стоящий на острие своей культуры, - отмечает Скотт. - Эти люди могут стать персонажами героических повествований, потому что несут в себе героическое начало. И что особенно важно - такой человек обладает своим собственным представлением о чести, правде и рыцарстве".

Путь крестоносцев на большой экран начался, когда сценарист Монэхэн предложил Скотту историю о царстве Иерусалим в период мира, заключённого Болдуином IV и Саладином, и о его защитнике - молодом рыцаре. "Рыцарь защищает определённые идеалы, - поясняет Монэхэн, - и время крестоносцев особенно ярко иллюстрирует эти идеалы". Воскликнув в 1095 году "Этого хочет бог!", папа Урбан II положил начало захлестнувшему Европу безумию - походу на святой город Иерусалим, захваченный мусульманами в 7-м столетии. На призыв папы откликнулись тысячи - от королей до крестьян. Волны крестоносцев накатывались на восток в течение двух столетий. Порабощая старинные города и основывая новые царства, крестоносцы сеяли семена религиозных конфликтов, взошедшие в последующие столетия.

Иерусалим был захвачен во время первого крестового похода (всего их было восемь) и оказался под властью нескольких поколений христианских властителей. Но к 1186 году - на который приходится начало фильма - королевство Иерусалим раздирала вражда, и грозящее самому его существованию могущество Саладина сдерживалось только всё новыми и новыми пополнениями свежих сил из Европы. Центральная фигура фильма - молодой кузнец Балиан, который умеет гораздо больше, чем просто стучать по наковальне. "Балиан - искусный ремесленник, инженер, - поясняет Орландо Блум, ставший кинозвездой мирового масштаба после успеха "Властелина колец", "Пиратов Карибского моря" и "Трои". - Ему достаточно взглянуть на крепость, чтобы понять, как её лучше защищать, и это помогает ему во время его приключений". В начале фильма Балиана переполняет отчаяние, которое Блум называет "нигилизмом": "Он потерял свою жену. Он потерял своего ребёнка. Перед вами человек, который по сути находится в аду".

И в это время появляется Годфри из Ибелина - рыцарь-крестоносец, храбрость и верность которого выдвинули его в первые ряды приближённых короля Болдуина. Играющий Годфри Лайэм Нисон рассказывает: " Когда эти крестоносцы захватили Иерусалим, они стали очень могущественными людьми. Им пожаловали большие участки земли. Они стали владеть своего рода королевствами. Годфри - солдат и командир, и он получил землю недалеко от Иерусалима". Годфри приезжает во Францию на поиски сына. "Он знает, что у него есть сын, - говорит Нисон. - Он никогда не видел мальчика, потому что Балиан родился от запретной связи Годфри с женой кузнеца. И всё же он приезжает, чтобы разыскать сына и взять его с собой в Иерусалим". "Он не предлагает ему землю, - добавляет Блум. - Он не предлагает ему деньги. Он предлагает ему семью. Он даёт ему шанс стать его сыном и быть его соратником на Святой земле". Поначалу Балиан отказывает Годфри, но обстоятельства не оставляют ему иной альтернативы, кроме как присоединиться к отцу. "Балиан совершенно потерян, - поясняет Блум. - Его душа требует ответа на кардинальные вопросы, занимающие его голову. Этот молодой человек должен пройти путь духовного и политического взросления и понять, в чём смысл жизни. Он ищет примирения и понимания. Поэтому он отправляется вместе с Годфри". Годфри путешествует вместе с другими рыцарями, несколькими наёмниками и рыцарем-госпитальером, которого играет Дэвид Тьюлис. "Орден госпитальеров возник в одиннадцатом веке, - отмиечает Тьюлис. - Это было братство монахов, поставлявших провизию для пилигримов, направлявшихся в Святую землю. Госпитальеры могли сражаться, как настоящие воины, но по своей сути они были пацифистами".

По словам Тьюлиса, Годфри "переполнен печалью, но в конце жизни к нему приходит некоторое утешение в лице Балиана. Он вновь находит в себе любовь и теплоту, потому что может передать Балиану свою миссию". Путешественники попадают в засаду, и Годфри получает смертельное ранение. Он посвящает своего сына в рыцари и поручает ему поддерживать мир в Иерусалиме. "Я побуждаю его отправиться в Иерусалим. Мы все, и христиане, и мусульмане, должны объединиться вместе, - говорит Нисон. - Годфри пришёл к этому выводу после долгих лет бессмысленной бойни".

Госпитальер становится после смерти Годфри другом и советчиком Балиана. "Он ставит вопросы и ждёт от Балиана ответов, - говорит Скотт. - Он называет "праведным делом" все правильные поступки. Он верит, что это именно то, чего "хочет бог. Всё остальное - чепуха. Не нужно слышать голоса или стоять на коленях. Главное - праведные дела". В Иерусалиме Балиан встречает людей, которые определяли в то время лицо города. Его первая важная встреча - с сестрой короля, прекрасной принцессой Сибиллой (Ева Грин), имеющей несчастье быть замужем за Ги де Люсиньером (Мартон Ксокас). "Это весьма экзотическая женщина, - рассказывает Ева Грин, дебютировавшая в фильме Бернардо Бертолуччи "The Dreamers". - Она прожила всю свою жизнь в Иерусалиме, вместе с христианами, евреями и мусульманами. Но при этом она подвергалась большому гнёту. Мать заставила Сибиллу выйти замуж против её желания. Она ненавидит мужа и не уважает его ценности и его стремление к власти. Сибиллу и Балиана неудержимо тянет друг к другу, несмотря на все политические препятствия". "Балиан не ищет любви, - добавляет Блум, - но влюбляется без оглядки, потому что не может устоять перед чарами этого таинственного существа. Это очень эмоциональная связь, которой он жаждет и в то же время боится. Эта женщина зажигает в нём огонь надежды".

Грин полагает, что и для Сибиллы, и для Балиана их отношения становятся своего рода прибежищем: "Поначалу Балиан убит горем. Он не видит для себя будущего. А Сибилла чувствует совсем другое. Она мечтает одобродетельном мужчине, о гармонических отношениях. И когда они встречаются, между ними возникает сильное притяжение. Он так чист, так благороден. Для неё он - идеальный мужчина". Кроме того, Сибилла очень боится за своего брата. "Она не может поверить, что ему грозит смерть, - говорит Грин. Ведь он - единственный человек, которому она может по-настоящему доверять".

Король Болдуин IV, как и его исторический прототип, - добрый исправедливый король, обречённый на раннюю смерть от проказы. Болезнь зашла так далеко, что он вынужден скрывать своё лицо за серебряной маской. "Болдуин был очень сильным и решительным человеком, но его очень ослабила болезнь, и смерть была уже не за горами".

Болдуин говорит Балиану, что отныне тот должен продолжать миссию отца и охранять путь на Иерусалим так, чтобы он оставался открытым для пилигримов всех вероисповеданий. "Всех пропускают, - поясняет Блум, - не ради выгоды, а ради справедливости".

В Иерусалиме Балиан знакомится также с Тиберием, мудрым и жёстким военным советником короля. Тиберия играет Джереми Айронс. "Он - маршал иерусалимской армии, - поясняет Айронс. - Его начальник, король Болдуин, болен проказой и не может по-настоящему командовать армией.

Большую часть военных обязанностей он перекладывает на Тиберия". Тибериас рассказывает Балиану о хрупком мире, царящем в Иерусалиме и грозящем обрушиться из-за внутренних заговоров или наступления войск Саладина. Тиберий одинаково уважает мусульман и христиан и нередко призывает своих согражданам к взаимной терпимости. "Его карьера подходит к концу, и он устал от борьбы и глупостей, которые творят жители Иерусалима", - отмечает Айронс. Харизматичного властителя сарацинов, Саладина, заключившего мир с Тиберием, играет сирийский актёр и кинодеятель Хасан Массуд, известный в том числе как режиссёр сатирической пьесы "The Diplomats" о проблемах лидерства в арабском мире. Массуд видит в Саладине прежде всего государственного мужа. "И во-вторых, он - человек войны, - говорит актёр. - Саладин выиграл множество битв. В то же время, он идёт на диалог с противником. Этот момент очень важен для правителя того времени. Он очень харизматичен и очень человечен. И очень мил. Он верит в диалог с противником". "Саладина почитают как великого мусульманского лидера, политика, джентльмена и стратега, - добавляет Скотт. - Им восхищались не только сарацины, но и христиане". Балиан и Саладин испытывают друг к другу взаимное уважение.

Муж Сибиллы Ги де Люсиньен - член военно-религиозного орденахрамовников, которые ненавидят мусульман и не хотят с ними мира. "Ги - командир в иерусалимской армии, - рассказывает играющий Ги Мартон Ксокас. - Ги - вояка, и, с его точки зрения, король не способен к управлению Иерусалимом. Он хочет войны не ради спортивного удовольствия, а ради достижения власти и славы. Его стремление к власти непомерно. Ги во многих отношениях - противоположность Балиана". Ги любит Сибиллу, хотя она его отвергает. "Ему не везёт ни в политике - из-за раздробленности оппозиции, - ни в личной жизни, потому что он лишён того, что нужно нам всем - любви и домашнего тепла", - говорит Ксокас.

Союзник Ги - экстремист Рене де Шатильон, владеющий крепостью в Кераке. Её руины в настоящее время находятся на территории Иордании. "Рене - злобный драчун и негодяй, - говорит Брендан Глисон, - хотя и не без рыцарского шарма. В определённом смысле, он - воплощение всего плохого в крестоносцах. Рене движут исключительно алчность и похоть". Импульсивные, необузданные и властолюбивые, Ги и Рене запускают цепную реакцию, которая неминуемо приведёт Иерусалим к войне сарацинами. Поворотный момент наступает, когда Ги хладнокровно убивает посланца сарацинов. "Это конец не только для Ги, но и для всего, что Болдуин и Саладин с таким трудом пытались сохранить - конец плюрализма и общества терпимости, - говорит Ксокас. - Ги получает, что хотел, со всеми последствиями".

Ги идёт на последний безумный шаг, выведя иерусалимскую армию из города на битву с превосходящими силами Саладина, в которой христианские рыцари терпят сокрушительное поражение. Зрители не видят этой битвы, а только тот момент, когда Саладин приводит свои войска к стенам Иерусалима. Верный долгу рыцаря, Балиан берёт на себя защиту города и с помощью своих талантов лидера и инженера превращает Иерусалим в крепость. Балиан и кучка его бойцов не имеют ни малейшего шанса победить в схватке с сильнейшим противником. Но ему удаётся объединить защитников Иерусалима и начать переговоры о сохранении жизни своих сторонников "Болдуину и Саладину удалось бы сохранить мир, - говорит Орландо Блум. - Не будь таких фанатиков, как Рене и Ги с их кровожадностью и властолюбием, Иерусалим мог остаться местом, куда люди приезжают для отправления своих религиозных обрядов, местом мира и взаимного уважения к другим верованиям".

Мойнахэн подчёркивает, что Балиан относится к титулу рыцаря гораздо серьёзнее, чем другие: "Суть человека определяют его поступки - не слова. Не заявления, а дела. Наш фильм строится вокруг понятия рыцарства. Ридли считает, что этот фильм - о том, как нужно использовать свою голову и сердце по назначению". "Царство небесное это не то, что вы, возможно, думаете, - добавляет Блум. - Оно не наступит в будущей жизни. Это место, где вы можете быть тем, кем вы родились на свет, где вы не изменяете своей сути. Это царство совести. Это царство надежды и единения. Это идеальный мир, к которому все мы стремимся - царство мира".

ОТ КОНЦЕПЦИИ ДО ПРОИЗВОДСТВА

Идея фильма о крестоносцах возникла у Ридли Скотта и сценариста Уильяма Мойнахэна, когда они работали над проектом фильма под названием "Триполи". "Это очень насыщенное время в истории человечества, - говорит Скотт. - Эти двести лет дают примеры самого различного человеческого поведения. Вы можете извлечь любой эпизод, подобно хирургу, и заняться его изучением". Эмоциональность и наблюдательность автора сценария вкупе с именем знаменитого режиссёра привлекли к участию в проекте многих талантливых людей. "Эта эра имеет много параллелей с сегодняшним миром: они используют друг друга и с их действительными целями, - отмечает Джереми Айронс. - Эта история эхом отзывается в наше время".

Скотт подчёркивает, что снимал фильм на историческим материале, а не документальный фильм. В "Царстве небесном" исторические события служат фоном, на котором развёртывается человеческая драма. "Мы остановились на таком моменте в истории человечества, когда между народами царил мир, недостижимый в наше время, - отмечает режиссёр. - Это поразительно. Мы стараемся показать обе стороны сбалансировано. Главный герой, Балиан, стремится совершать только "благие дела". А одним из самых сильных героев фильма является Саладин, которого играет актёр- мусульманин".

Мойнахэн давно интересовался периодом католического владычества над Иерусалимом, особенно правлением Болдуина IV. "Это было время равновесия между крестоносцами и мусульманами, - отмечает сценарист. - Время баланса сил. Это было не просто перемирие в практических целях - здесь присутствовало взаимное притяжение культур". Мойнахэн работал с первичными источниками, пользуясь переводами свидетельств тех лет и стараясь избегать интерпретаций последующих столетий. В результате этих исследований он выяснил, что король Болдуин и Саладин действительно достигли беспрецедентного перемирия между своими народами, во время которого три великие монотеистические религии мирно сосуществовали вместе в Иерусалиме. В начале фильма перемирие всё ещё действует. "Торговые ряды бурлят, - рассказывает Мойнахэн. - Люди ладят друг с другом. В таком состоянии католическое королевство просуществовало почти сто лет. И стало раскачиваться только в результате ошибки, вызванной алчностью, властолюбием и фанатизмом".

АКТЁРЫ ДЛЯ КОРОЛЕВСТВА

"Я должен был стать воплощением мечты для всех мальчишек, - говорит Орландо Блум. - Рыцарь он и есть рыцарь и просто обязан получить в награду красавицу. Балиан - герой в силу обстоятельств, то есть, по моему разумению, герой самого высшего разряда". Блум снялся ранее в фильме Ридли Скотта "Черный ястреб". "Орландо очень честный, отзывчивый человек, - говорит Скотт. - И он очень хорошо подготовлен физически. В "Чёрном ястребе" он выпрыгивал для меня из вертолёта. Он делал всё, что я от него требовал, но мне кажется, что образ Балиана получился таким убедительным прежде всего благодаря честности и серьёзности Орландо". "Работа с такими актёрами и с Ридли - настоящая привилегия, - говорит Блум. - Наблюдать за его работой и создавать нечто вместе с ним! Он обладает феноменальной способностью совмещать историческую правду и современные представления о том, каким должно быть кино. Он проверяет политику правдой, и правда высвечивает суть вещей. Его фильмы - наслаждение для глаз, но не только. Они заставляют сомневаться и задавать вопросы, и задумываться о смысле происходящего".

На роль Сибиллы требовалась актриса, которой был бы по плечу образ сильной женщины, не теряющейся посреди управляемого мужчинами мира. Роль досталась Еве Грин. "Еве немного больше двадцати, но у неё мудрая душа зрелого человека, - отмечает Скотт. - Она обладает повышенным чувством справедливости и фантастической интуицией". "Ридли очень скромный человек, - рассказывает Грин. - Несмотря на всю крупномасштабность фильма, работать с ним было легко и просто. Он понимает, каким ранимым может быть актёр, и создаёт вокруг него атмосферу безопасности. Его спокойствие и энергия прибавляют актёрам сил. Вы никогда не увидите его обеспокоенным или напряжённым".

Многие звёзды кино согласились сыграть в новом фильме, как только прочитали сценарий и узнали, что режиссёром будет Скотт. Среди них был Джереми Айронс, снявшийся в рекламных роликах Скотта двадцать лет тому назад. "В этом сценарии было всё, что нужно для широкомасштабного боевика, - рассказывает актёр. - И мне захотелось поучаствовать в этом деле. Нет лучше режиссёра для фильма больших страстей и грандиозных событий, чем Ридли Скотт. Мне кажется, этот фильм отличается от всего, что он снял ранее". "Визуальный талант Ридли столь масштабен и поразителен, что зрители забывают о том, что он - великий режиссёр актёров, - говорит сценарист Монэхэн. - Ещё в его раннем фильме "Чужой" предстал великолепный актёрский ансамбль".

Скотт настаивал на том, чтобы всех мусульман играли мусульманские актёры. Хасан Массуд и Калед Эль Набави (Саладин и фанатичный мулла) - пользуются в арабском мире огромной известностью. "Работа с Ридли над этим фильмом стала для меня настоящим событием, - отмечает Массуд. - Да и для любого актёра с Востока работа с ним - событие. Нам нравится его подход к фильму, героям и сюжету".

На роль Ги Де Люсиньена, основного претендента на звание главного негодяя, Скотт искал актёра, который бы убедительно сыграл жестокость, питаемую неразделённой любовью. У Ги шокирующие проявления жестокости всегда смиряются его ранимостью, что вызывает определённую симпатию. Уроженец Новой Зеландии Мартон Ксокас полагает, что эпическое киноповествование Скотта оказывает такое мощное воздействие на зрителя именно благодаря доверительному взгляду на героев. "Наша первая задача - раскрытие личностей героев, - говорит Ксокас. - Иначе получится много шума из ничего. Ридли прекрасно понимает, что гораздо интересней изучать судьбы настоящих людей".

Все актёры предприняли собственные экскурсы в то далёкое время, исследуя прототипов своих героев, их обычаи и культуру. Массуд прочитал тысяч страниц западных и восточных источников о Саладине. "Многие люди посмотрят этот фильм, потому что Саладин - реальная историческая фигура, - говорит Массуд. - Он оставил о себе память не только в исламской культуре и арабском мире, но и на Западе, в Англии, Франции и Америке".

Массуд считает, что его герой нарисован сценаристом и режиссёром очень сбалансировано. В ряде случаев он убеждал их вносить изменения в сценарий, приводя известные ему сведения о Саладине и мусульманских обычаях. "Из разговоров с режиссёром я узнал, что англичане уважали Саладина как благородного соперника Ричарда Львиное сердце", - говорит актёр.

Лайэма Нисона Скотт с самого начала видел в роли Годфри, отца главного героя. Место, которое он занимал в фильме, естественным образом повлияло на взаимоотношения актёров во время съёмок в Испании и Марокко. "При таком количестве актёров они очень быстро образуют сообщество, - отмечает Скотт. - И в этой маленькой группе Лайэм всегда был лидером. Он не очень отличался по возрасту от многих актёров, но всё равно был для них всех своего рода отцом". Чтобы средневековый мир фильма выглядел убедительно, Скотт населил его множеством статистов. В одной только сцене во дворце короля Болдуина можно видеть нищих, рыцарей-госпитальеров, армию иерусалимских рыцарей, стражников, аристократов, священников, монахов, мусульманских телохранителей, музыкантов, сарацин, слуг и конюхов.

ПРОШЛОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВЬЮ

Масштабное производство "Царства небесного" заняло долгие месяцы исследовательской подготовки, кропотливой дизайнерской работы и тесной координации съёмочных команд в нескольких странах. Но началось всё с зарисовок на листках бумаги. Фильмы Скотта отличаются особой выразительностью видеоряда. Зрительные образы возникают в голове режиссёра уже тогда, когда он читает сценарий. "Когда вы работаете с Ридли, когда вы рассказываете ему о сценарии или сюжете, он почти постоянно рисует, - отмечает Монэхэн. - Он рисует рамку и то, что хочет видеть внутри неё. По этим маленьким листкам бумаги вы можете представить себе, как всё это будет выглядеть. И всё же масштабы реальных съёмок застанут вас врасплох. Это нечто фантастическое, своего рода военная операция".

"Кинополотна Ридли становятся всё больше и больше, - отмечает художник-постановщик Артур Макс. Обыкновенный на первый взгляд человек неожиданно оказывается в водовороте грандиозных исторических событий, в окружении исторических личностей, которых мы все знаем, и всё это показывается и рассказывается этим обычным человеком".

Когда были подысканы места съёмок и собрана большая справочная библиотека, Макс соорудил макеты основных декораций, с помощью которых он вместе со Скоттом должен был выработать окончательный облик фильма. Затем наступила фаза эскизов. Художественный отдел, разместившийся в Риме, подготовил более 1000 рисунков.

"Мы все любим играть в эту игру, создавая целые миры не только по результатам исследований, но и давая волю своему воображению, - продолжает Макс. - Нам не нужен просто фасад здания. Мы стараемся создать своего рода лабиринт - кусочек старого Иерусалима, или кусочек крепости Керак, или кусочек деревни в Ибелине. Дворец или простая деревня - мы хотим сделать их реальными, чтобы зритель по-настоящему увлёкся содержанием и контекстом происходящего". "Я полагаю, что актёры лучше почувствуют специфику того времени, если смогут побродить по настоящим улицам и закоулкам, если жизнь будет развёртываться на нескольких уровнях, а не просто на фоне большой стены без текстуры и запаха. Декорация это жизненное пространство. Улицы Иерусалима должны демонстрировать всё разнообразие жизни, как будто мы вернулись в те далёкие времена".

ГАРДЕРОБ И ОРУЖИЕ

Прежде чем заняться разработкой костюмов для многочисленной команды актёров "Царства небесного", многие из которых представляют из себя сплав влияний Востока и Запада, художник по костюмам Джэнти Йэтес занялась исследованием той эпохи. По её словам, "надо знать все детали, вплоть до петли на ботинке сарацина - одного из пяти тысяч". Йэтс побывала в Британском музее, в других музеях и библиотеках Англии, в Королевском Арсенале в Лидзе и в Зале крестоносцев в Версале, где она обнаружила бесценную находку. "Когда мы уже уходили (а нам стало немалых трудов туда попасть), я заметила фамильные гербы на стенах, - вспоминает Йэтс. - Я упросила позволить мне остаться ещё немного, обежала зал и обнаружила герб Балиана из Ибелина 1180 года. Мы не подозревали о его существовании и собирались придумать его сами. Вот почему так важны подобные исследования". Йэтс, которая ранее работала вместе со Скоттом над фильмом

"Гладиатор", помогала создавать образы персонажей с помощью костюмов, получая от этого огромное удовольствие. Важную роль отводилась цвету, особенно цвету одежды военных. "Все наши рыцари носят различные плащи, в соответствии со своим происхождением, - рассказывает Йэтс. - Обнаруженный мной герб Ибелина - бордовый с золотом, и мы выдержали одежду вассалов Ибелина в бордовом и песочном цветах. Армия Иерусалима - сплошь василькового цвета, и король носит васильковую с золотом одежду.

Васильковый - цвет одежды маршала Иерусалима, которого играет Джереми Айронс. То же самое - Ги Де Люсиньен в исполнении Мартона Ксокаса. Васильковый - очень сильный цвет. Для армии сарацин мы выбрали палитру красного, песочного и янтарного цветов, соответствующую пустынному окружению. Саладин и его адъютант носят чёрную одежду с серебром и золотом".

Ева Грин играет единственную в фильме главную женскую роль, и Йэтс уделила её одежде особое внимание. "Я с огромным удовольствием работала над её 28 костюмами, - вспоминает Йэтс. - Её верховые костюмы - просто загляденье. Для них мы получили из Индии струящиеся шелка с вышивкой. Она носит гаремные шаровары и туфельки, изготовленные в Риме. А её платья для парадных обедов? Она просто купается в жемчугах. Всё расшито драгоценностями индийскими мастерами. Ещё я заказала для неё тюрбаны, украшенные жемчугами и вуалями".

Йэтс и её помощники изготовили примерно 15000 костюмов, которые актёры и статисты носили в тяжёлых условиях марокканской пустыни. "В самый тяжёлый день в съёмках были заняты 2000 статистов, - рассказывает Йэтс. - Мы разделили их на группы и одевали одну за другой. И каждый статист имел по семь костюмов". Ткани привозили из Индии, Италии, Таиланда, Франции и Индии. Каждый костюм состоял из тринадцати и больше компонентов: куртки, рубашки, шаровар, плаща, кольчуги, шлема, ботинок, перчаток, ножен и пояса для меча. Кольчугами занималась новозеландская компания WETA, которая ранее работала над трилогией "Властелин колец". "Кольчуги получились лёгкими, как пушинки, и очень реалистичными, - заявляет Йэтс. - Все наши шлемы сделаны из резины, и поэтому они очень лёгкие. Всё делалось для удобства актёров и статистов".

Йэтс и её команда в Испании и Марокко, в которую входило от 40 до 80 человек, руководила костюмерными операциями, как полководец. В каждом новом месте съёмок она создавала "походную гардеробную", где костюмы шились, стирались и приводились в порядок. Мастер-оружейник Саймон Атертон отвечал за производство десятков тысяч единиц оружия, но особое внимание уделил двум мечам: мечу Годфри, который переходит по наследству к его сыну; и мечу Саладина. "Сложнее всего было изготовить ножны и ремень для меча Годфри, - говорит Атертон. - Я сделал рукоятку из грецкого ореха и покрыл её кожей. На ней изображены маленькие драконы и крест. Лезвия я делал из алюминия, который легче и надёжнее других металлов. Первым мечом я занимался целую неделю, а всего их было пять, разного размера и веса".

Скотт хотел, чтобы у Саладина был кривой ятаган, но Атертон выяснил, что в то время у сарацинов были прямые мечи, и Саладин в конце концов получил именно такой. "Мы расщепили его конец, чтобы он выглядел более угрожающе, - поясняет Атертон. - Рукоятка сделана из кости и украшена изображениями змеиных голов. Над мечом Саладина пришлось повозиться: каждая его деталь подвергалась обсуждению".

В ПОИСКАХ ИСТОРИИ В ИСПАНИИ И МАРОККО

"Царство небесное" снималось в двух средиземноморских странах. Францию 12 века по решению Скотта и художника-постановщика Артура Макса "сыграла" Испания, а Святую землю - Марокко. Некоторые иерусалимские интерьеры снимались в Испании.

Обе эти страны хорошо знакомы Скотту по съёмкам его фильмов "1492"(Испания), "Гладиатор" и "Черный ястреб"(Марокко). Скотт и его помощники собрали съёмочную группу в составе 436 человек для съёмок в Испании. В Марокко к ним присоединились 443 человека. В разгар работы над фильмом задействовались до 30 000 статистов, к которым порой прикомандировывались солдаты марокканской армии. "Они - прекрасные наездники и очень дисциплинированы, - отмечает Скотт. - Без помощи его величества Мохаммеда VI наш фильм ни за что бы не получился".

Съёмки начались в северной Испании. Эта страна представляет из себя сплав религий, и её величайшие культурные памятники это мечети и церкви. Замок Луар, ставший фамильной резиденцией семьи Годфри, - одна из самых хорошо сохранившихся крепостей Европы 12 века. Он был построен у подножия Пиреней, на границе между христианской и мусульманской Испании в то время, когда арабские силы отступали. Скотт напустил на замок зимнюю стужу и окутал его мрачными тучами. Перед тем как отправиться в путешествие, Балиан впервые появляется в деревне, у подножия замка. Затем съёмочная группа отправилась в Сеговию, этот бриллиант в короне испанских средневековых городов. Здесь снималась засада - в лесу, который в обычное время представляет из себя идиллическое местечко, где мирно бродят кабаны и олени с ветвистыми рогами. Сорок лет тому назад этот лес стал кулисами для фильма "The Battle of the Bulge" о второй мировой войне. Потом наступила очередь Авилы, обнесённого стенами города, в котором

Скотт использовал романский собор 12 века для съёмок коронации и отступления христиан. Далеко на юге, недалеко от Кордобы, расположен небольшой городок Пальма дель Рио, известный как родина легендарного матадора Эль Кордобеса. В его центре находится дворец Понтокарреро, построенный султаном Абу Якубом в 12 веке. В 1989 году новый владелец начал реставрацию замка, которая продолжается до сих пор. В фильме дворец появляется в нескольких обличиях, от наследственного владения Балиана добольницы.

Затем съёмочная группа направилась в Севилью, в прошлом столицу мусульманской Испании. Скотт выбрал Андалузию, поскольку здесь арабская культура оказала наибольшее влияние на европейскую. Воссоздать обстановку 12 века помогли два места: Каза де Пилатос (Дом Пилата) и Альказар. И то, и другое овеяно легендами. Считается, что Дом Пилата воспроизводит иерусалимскую резиденцию знаменитого римского наместника. Здесь можно видеть, как христиане приспособили под свои вкусы мусульманскую культуру после того, как отвоевали эти земли. Долгое время пребывавшие в запустении сады и строения теперь предстают перед посетителями во всей красе.

Альказар целое тысячелетие был королевской резиденцией. В Альказаре, представляющем из себя комплекс из нескольких дворцов, собрана одна из самых богатейших коллекций арабского искусства. Мебель и убранство по роскоши не уступают Версалю. В основном в Альказаре снимался дворец Болдуина IV в Иерусалиме. Если Испания в основном предоставила для фильма интерьеры, то Марокко стало главной съёмочной площадкой на открытом воздухе. Здешние ландшафты с их бескрайними равнинами и холмами напоминают юго-запад Америки. Съёмочная группа расположилась в Оурзазатэ, административном центре с населением в 40 000 людей, известном как ворота в Сахару.

Название города переводится с арабского как "без проблем". Тимдриссит был когда-то важным перевалочным пунктом для огромных верблюжьих караванов, которые курсировали между районами Африки, прилегающими к Сахаре, и Марракешем. Теперь огромные постоялые дворы, дававшие приют и верблюдам, и погонщикам, под воздействием времени и ветра превратились в подобие замков из песка и одиноко высятся в редко посещаемом оазисе. Здесь Макс построил феодальное владение Балиана, унаследованное им от отца. В этой суровой местности особенно востребованы инженерные таланты молодого героя и его способности лидера.

В Марокко снимали также Голгофу - холм, на котором, по преданию, был распят Христос. Здесь Балиан хоронит крест покойной жены, чтобы положить конец своим страданиям. Этот холм и здание постоялого двора у его подножья включены ЮНЕСКО в список наиболее охраняемых памятников истории, представляющих из себя наследие человечества.

Последним местом съёмок в Марокко стал город Эссаура на берегу Атлантического океана. Когда-то это местечко славилось пурпурной краской из моллюсков, использовавшейся для римских тог. Потом город стал оживлённым торговым портом. В 1969-70 годах здесь жил Джимми Хендрикс и даже пытался купить весь город, пользовавшийся с тех пор славой марокканской столици хиппи. На съёмках улицы и старые стены города помогали создавать атмосферу средневекового Иерусалима, а на пляже снималась сцена, когда волны выносят Балиана на берег после кораблекрушения.

Земля, ветер, огонь и даже воздух - такие же неотъемлемые элементы визуального ряда фильма, как и старые стены. Скотт и главный оператор Джон Мэтисон добивались, чтобы зрители в буквальном смысле видели воздух, пропитанный дымом, дождём или пылью. И ветер развевает флаги и стяги.

ИЕРУСАЛИМ

Ридли Скотт и ранее работал вместе с художником -постановщиком Артуром Максом и отмечает, что архитектурное образование Макса вносит в декорации элемент функциональности, который очень помогает на съёмках. Макс так рассказывает о декорациях Иерусалима 12 века, построенных на студии Atlas Films: "Иерусалим - самые большие декорации в моей жизни и одна из самых больших конструкций последних лет в кинопроизводстве. Наша декорация представляет из себя сплав нынешнего Иерусалима и того, что мы нашли в результате наших исследований".

При строительстве декораций необходимо было учитывать, как на них будет падать солнечный свет в течение шести месяцев, нужных для съёмок, поскольку Скотт хотел, чтобы стены Иерусалима освещались солнцем под определённым углом. По словам Макса, изменения в направлении солнечных лучей было смоделировано с помощью компьютера.

Создатели декорации отталкивались от облика реального Иерусалима, с его воротами, районом крепости и башней Давида, и построили в соответствующем стиле 28 000 квадратных метров стен из 6000 тонн штукатурки.

Большинство предметов повседневного спроса пришлось заказывать в Испании и Марокко, где ещё сохранились традиционные производства по обработке металла, кожи и глины. Огромное внимание создатели фильма уделяли деталям: предметам обихода, флагам, оружию, доспехам. Большинство из них пришлось создавать заново, поскольку найти, к примеру, подлинную ванную 12 века почти невозможно, а в фильме их полдюжины. Стремление к подлинности сопровождало весь процесс производства фильма от масштабных декораций до мельчайших предметов быта. Были наняты специальные кровельщики, которые работали так же, как их предки в 12 веке. Единственный в команде кузнец из Англии обучал Орландо Блума работе с наковальней, как это делали в средневековье. Найденная недалеко от

Тауэра подкова 11 века служила им образцом. Из Мадрида приехали три женщины, которые сохраняют и используют кулинарные рецепты времён крестоносцев.

"Представьте себе - мы поворачиваем стрелки часов назад! - отмечает Макс. - Воссоздавая тот период, мы достигаем иллюзии подлинности с помощью мельчайших предметов, совершенно незнакомых современному человеку - вроде сосудов для поимки ос, висящих в комнатах. Исследуя ту эпоху, обнаруживаешь множество странных вещей. По деталям их устройства можно понять, как тогда готовили еду, пекли хлеб и носили воду. В результате мечта теряет свою бесплотность и повествование становится более реалистичным. Вот для чего мы всё это делаем".

УСИЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Декорации Иерусалима при всей их масштабности должны были быть расширены с помощью компьютера до размеров настоящего города. "Вработе художника-постановщика мне больше всего нравится смешиваниереальности, того, что уже было, с компьютерными образами декораций, -рассказывает Макс. - Линии становятся размытыми, так что трудно различить, что сделали мы, что уже было, и что было потом создано накомпьютере. Работа художника не видна. Мы сделали наше дело хорошо,если стыки незаметны".

Двадцать пять лет тому назад, во время съёмок "Бегущего по лезвию",пионер визуальных эффектов Даг Трамбалл дал Скотту совет, которому онследует до сих пор. "Он спросил: "Ты можешь сделать это вживую?", -вспоминает Скотт. - И я ответил :"Да". И тогда он сказал: "Сделай этовживую. Поверь мне, так будет лучше и дешевле". И я всегда помню эти слова и всегда стараюсь им следовать".

Но Скотт никогда не отказывается от помощи компьютера, когда на тоесть важные причины. В этой связи ответственный за визуальные эффектыУэсли Сьюэлл отмечает: "Иерусалим получился большим, но всё же недостигал реальных размеров. И нам надо было увеличить его так, чтобы онстал огромным городом, способным вместить миллион человек".Описывая осаду Иерусалима войсками Саладина, Сьюэлл поясняет: "С помощью соответствующих технологий мы можем создавать людей, которые не только кажутся настоящими, но и двигаются соответственно. В "Властелине колец" использовались самые передовые технологии, но с тех пор они стали ещё более продвинутыми и подняли наш фильм на новый уровень реалистичности".

Армия сарацин, к примеру, составлена из выходцев из различных частей арабского мира. "Мы их немножко перемешали - ребят из Сирии, Египта и Северной Африки, - рассказывает Сьюэлл. - Мы фотографировали костюмы, чтобы потом поменять цвет тюрбана или туники". В самой масштабной боевой сцене фильма показано, как сарацины направляют осадные башни-тараны на стены города. Дерево ударяет в камень, мосты рушатся, и войска мусульман продвигаются к крепостным валам. На головы наступающих льётся горячее масло, небо черно от стрел сарацин. Эту сцену снимали шесть камер, одна из которых была установлена на вертолёте, который кружил над полем боя. Действие повторяли три раза, пока Ридли Скотт не дал добро. На экране сцена займёт меньше минуты, но её съёмка в окрестностях Оурзазатэ готовилась и проводилась, как военная операция.

Две тысячи статистов прибыли в 5.30 утра, чтобы облачиться в несколько слоёв костюмов и затем загримироваться. Специалисты по визуальным эффектам снимали эту сцену так, чтобы затем превратить эти две тысячи в 200 000 тысяч, а стены в 330 ярдов растянуть на целую милю. Другой ветеран в лагере Скотта, ответственный за специальные эффекты Нил Корбулд рассказывает: "Особую сложность для нас представлял большой объём работы: стрельба, вспышки, взрывы в Иерусалиме. Одновременно было задействовано от пяти до восьми камер, и для каждой из них мы готовили эффекты. В этой сцене было очень много огня. Мы проложили километр газопровода и за один раз израсходовали 36 000 литров газа. А в целом мы сожгли 120 000 литров газа". Тесное взаимодействие между Корбулдом и координатором каскадёров Филом Нилсоном позволило закончить съёмки без единой сломанной ключицы, хотя, как шутит Скотт, они "подожгли 56 человек".

Факты

производство

Ридли Скотт хотел снять фильм о средневековых рыцарях, которых он считает "ковбоями" того времени. Он был очарован их духовной чистотой, жестким кодексом справедливости, веры и благородства. Автор сценария Уильям Мойнахэн, предложил Ридли Скотту историю об Иерусалимском королевстве в период правления королей Болдуина IV и Саладина. Это было время сосуществования двух культур, находящихся в правлении двух выдающихся лидеров разных вероисповеданий, которые выражали неподдельное уважение друг другу.

Сюжет "Царства небесного" разворачивается в одном из самых стремительных и увлекательных периодов мировой истории. Повествование начинается во время Крестового похода 1186 года, в период перемирия между вторым и третьим Крестовым походом, когда христиане, мусульмане и евреи сосуществовали в хрупком мире. Несмотря на то, что история начинается во Франции с небольшой остановкой сюжета в Италии, основное действие происходит в средневековом Иерусалиме.

Производство "Царства небесного" началось 12 января 2004 года, рядом с городком Huesca в северной Испании, в типичном средневековом замке Loarre Castle, построенном на вершине горы в одиннадцатом веке. Другие сокровища архитектуры испанских родовых имений также появляются в фильме, включая впечатляющий собор Avila's cathedral, Segovia's Valsain Wood, Cordoba's Mezquita и the Casa de Pilotas, копию дома Понтия Пилата в Иерусалиме. Спустя шесть недель съемок в Испании, дальнейшие съемки проходили в Марокко.

Фильм является одним из самых крупных проектов студии Twentieth Century Fox за всю ее историю.

История

Крестовые походы (дословно "Войны Креста") продолжались в течение двух веков средневековой истории, когда европейские христиане устраивали военные экспедиции для "освобождения" Святой земли от мусульман.

Царство небесное является художественным произведением на историческую тему, которое использует реальные исторические факты. Но, как в любом историческом фильме, основанном на реальных событиях, некоторые моменты сознательно пропущены, для более сильного соответствия замыслу показываемой истории. Сценарист Уильям Мойнахэн прочитал все основные исторические документы, но самой неоспоримой сложностью являлось отсутствие очевидцев данных событий многовековой давности. Историческое соответствие, по большей части основывалось на чувствах автора. Тем не менее, сценарий был по достоинству оценен за точность каждым из консультирующих специалистов, и со стороны христиан, и со стороны мусульман.

Уильям Мойнахэн был близко знаком с большинством исторических документов того времени. Он использовал главным образом записи Вильяма из Тира (1130- 1185), которого историки прозвали лучшим летописцем всех времен. Он был канцлером иерусалимского королевства, и личным наставником Болдуина IV. Мойнахэн так же использовал в написании хроники Ираклия из Леона (французского летописца), и множество исторических документов мусульманских авторов.

Действующие лица

Во времена первых Крестовых походов Саладин или Сала ад-Дин (Хасан Массуд) был признан величайшим воином и дипломатом среди мусульман. "Царство небесное" показывает нам и других известных исторических персонажей: Король Болдуин IV старался сохранить мир, защищая королевство в Святой земле в период своей недолгой жизни, он умер в 24 года от проказы. Тиберий (Джереми Айронс), чье настоящее имя было Раймонд, был советником Короля Болдуина. Сибилла (Ева Грин) была сестрой короля, которая родила сына, Короля Болдуина V, очень слабого здоровьем, умершего в 6 лет.

И, наконец, Балиан (Орландо Блум), главный герой картины, в чей образ была внесена большая доля вымысла. Настоящий Балиан был лордом, а не французским ремесленником, но во многих ключевых сценах пути вымышленного Балиана и настоящего пересекаются. Так же Балиан известен как организатор защиты Иерусалима, договорившийся об условиях его сдачи с Саладином.

Сайт создан в системе uCoz